СТОЛЯРНОЕ РџР РћРЗВОДСТВО
Обработка дерева – одно из первых ремесел, которым овладел человек. Материал этот податлив инструменту, прочен, легок и красив, поэтому изделия из него давно вошли в быт людей и пользуются их неизменной любовью.
Столярное дело родилось из плотницкого, строительного – с появлением инструмента и приемов, дающих возможность получить гладкие поверхности и точные детали. Сущность столярного дела заключается в умении чисто обработать и соединить в изделии куски дерева, полученные из круглого древесного ствола. Отделка появилась значительно позже. Вначале столярные изделия выполнялись в натуральной древесине – массиве. Сегодня в столярном деле используются толстые бруски и доски, обладающие достаточной прочностью, и очень тонкие дощечки, такие как фанерный шпон (тонкий срез древесины), требующие несущей деревянной основы. Доски и бруски идут в скрытую конструкцию и для лицевых, открытых взору частей изделия, шпон применяют исключительно для облицовки. Поверхность досок и брусков обрабатывают выстрагиванием, порезкой, точением. Так как природная основа столярного материала не изменилась – это все то же дерево, сохранился и принцип его обработки, а значит, и приемы старых мастеров, в совершенстве владевших ручным инструментом, вполне могут служить сегодняшнему мастеру, чей труд лишь облегчается использованием механизмов.
Столярное мастерство наряду с умением выбрать материал и придать бруску надлежащую форму требует и учета конструктивной работы этого бруска в изделии, исходя из направления и формы его волокон.
Как известно, существуют различные породы дерева, имеющие древесину разного цвета, строения и прочности. Каждая порода имеет свои особенности в обработке и отделке. Столярное искусство состоит еще и в том, чтобы уметь определить породу, знать ее особенности – достоинства и недостатки, уметь отыскать в куске дерева (заготовке) части, наиболее подходящие для лицевых деталей, уметь соединить между собой разные породы так, чтобы это соединение было гармоничным, красивым и соответствовало конструктивной характеристике изделия.
Древесина поддается разного рода отделке – крашению, морению, лакированию, полированию. Однако возможности такой отделки для разных пород различны: есть древесина, легко принимающая протраву (окраску), есть – плохо принимающая; некоторые породы плохо полируются и т.д. Важный раздел столярного искусства – понимание возможностей отделки древесины, ее выбор и умение эту отделку выполнить.
Всякое столярное изделие состоит из отдельных деталей, так или иначе связанных между собой. От прочности соединения этих деталей и зависит прочность всего изделия. Мастеру необходимо уметь выбрать тип связки деталей, форму и характер обработки их в местах соединения, а также скрепляющие материалы.
Сами детали, соединяемые в изделие, могут иметь при одном и том же размере и назначении изделия разную толщину, ширину. Так, рамка двери может быть и широкой, и узкой, ножки табурета – и толстыми, и тонкими. Умение определить необходимое для данной детали сечение с учетом не только работы, но и красоты – одна из главных составляющих столярного искусства. Мастер должен обладать чувством пропорции.
Сущность обработки древесины сохранилась СЃ древнейших времен практически без изменений: дерево разрезают пилой, поверхность его выглаживают рубанком, отверстия проделывают буравом, долотом или стамеской. Р—Р° последнее время появились ручные машины, РІ которых режущие части приводятся РІ движение двигателем. Рто значительно облегчило работу РїРѕ заготовке материала Рё, РєСЂРѕРјРµ того, дало возможность повысить точность размеров однотипных деталей Рё скорость РёС… изготовления. РћС‚ мастера требуется умение так использовать ручные машины, чтобы РїРѕ сравнению СЃ ручным производством возможность получения новых форм столярных изделий РЅРµ ограничивалась, Р° наоборот, увеличивалась. Ручными машинами мастер должен владеть так же виртуозно, как стамеской или рубанком.
Современное столярное производство пополнилось также некоторыми новыми видами столярных материалов. Во-первых, это отделанный древесиной ценной породы плоский щит на основе ДСП (древесностружечной плиты) или столярного щита, собранного из склеенных между собой деревянных реек и облицованного снаружи фанерным шпоном. Во-вторых, это бумажный или пластический пленочный имитационный материал, заменяющий натуральный, и в-третьих, полиэфирные и нитроцеллюлозные лаки, дающие возможность получить прочный толстый прозрачный слой поверхностной отделки изделий. Умение использовать эти материалы – непременное условие столярного мастерства в наши дни.
Столярное искусство включает в себя как чисто ремесленную часть – обработку древесины инструментом и соединение деталей в изделие, так и творческую – умение выбирать и сочетать породы, чувствовать гармонию в столярном изделии. Последнее наиболее трудно, но владение гармонией и определяет настоящего мастера.
В связи с развитием механизированных способов обработки древесины за последнее время утратилась непосредственная связь между ее структурой и формой изделия. Появилось много ложных в художественном и логическом смысле решений, которые вручную выполнить было бы невозможно и которые диктуются, в основном, удобствами заводской технологии. Подражать им нельзя. Поэтому понять действительную логику устройства деревянной вещи можно, лишь изучив образцы народной мебели, мебельно-столярных изделий прошлых времен. Все детали крестьянской мебели и изделий старых мастеров-столяров изготовлены и соединены в соответствии с истинной конструктивной работой деревянного элемента в изделии. Внешне это характеризуется направлением волокон в детали, выполненной, как правило, из массива. Но изучение логики построения старинной или народной мебели вовсе не должно ограничиваться копированием старинных форм.
|