г. Киев, ул. Алма-Атинская, 8
044 292-92-11
Будущее - в разумном сотрудничестве!
В 
Беседки Двери Лестницы Столы Стулья Лавки Мягкая мебель Бильярдные столы Заборы и ограждения
СТОЛЯРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Обработка дерева – одно из первых ремесел, которым овладел человек. Материал этот податлив инструменту, прочен, легок и красив, поэтому изделия из него давно вошли в быт людей и пользуются их неизменной любовью.

Столярное дело родилось из плотницкого, строительного – с появлением инструмента и приемов, дающих возможность получить гладкие поверхности и точные детали. Сущность столярного дела заключается в умении чисто обработать и соединить в изделии куски дерева, полученные из круглого древесного ствола. Отделка появилась значительно позже. Вначале столярные изделия выполнялись в натуральной древесине – массиве. Сегодня в столярном деле используются толстые бруски и доски, обладающие достаточной прочностью, и очень тонкие дощечки, такие как фанерный шпон (тонкий срез древесины), требующие несущей деревянной основы. Доски и бруски идут в скрытую конструкцию и для лицевых, открытых взору частей изделия, шпон применяют исключительно для облицовки. Поверхность досок и брусков обрабатывают выстрагиванием, порезкой, точением. Так как природная основа столярного материала не изменилась – это все то же дерево, сохранился и принцип его обработки, а значит, и приемы старых мастеров, в совершенстве владевших ручным инструментом, вполне могут служить сегодняшнему мастеру, чей труд лишь облегчается использованием механизмов.

Столярное мастерство наряду с умением выбрать материал и придать бруску надлежащую форму требует и учета конструктивной работы этого бруска в изделии, исходя из направления и формы его волокон.

Как известно, существуют различные породы дерева, имеющие древесину разного цвета, строения и прочности. Каждая порода имеет свои особенности в обработке и отделке. Столярное искусство состоит еще и в том, чтобы уметь определить породу, знать ее особенности – достоинства и недостатки, уметь отыскать в куске дерева (заготовке) части, наиболее подходящие для лицевых деталей, уметь соединить между собой разные породы так, чтобы это соединение было гармоничным, красивым и соответствовало конструктивной характеристике изделия.

Древесина поддается разного рода отделке – крашению, морению, лакированию, полированию. Однако возможности такой отделки для разных пород различны: есть древесина, легко принимающая протраву (окраску), есть – плохо принимающая; некоторые породы плохо полируются и т.д. Важный раздел столярного искусства – понимание возможностей отделки древесины, ее выбор и умение эту отделку выполнить.

Всякое столярное изделие состоит из отдельных деталей, так или иначе связанных между собой. От прочности соединения этих деталей и зависит прочность всего изделия. Мастеру необходимо уметь выбрать тип связки деталей, форму и характер обработки их в местах соединения, а также скрепляющие материалы.

Сами детали, соединяемые в изделие, могут иметь при одном и том же размере и назначении изделия разную толщину, ширину. Так, рамка двери может быть и широкой, и узкой, ножки табурета – и толстыми, и тонкими. Умение определить необходимое для данной детали сечение с учетом не только работы, но и красоты – одна из главных составляющих столярного искусства. Мастер должен обладать чувством пропорции.

Сущность обработки древесины сохранилась с древнейших времен практически без изменений: дерево разрезают пилой, поверхность его выглаживают рубанком, отверстия проделывают буравом, долотом или стамеской. За последнее время появились ручные машины, в которых режущие части приводятся в движение двигателем. Это значительно облегчило работу по заготовке материала и, кроме того, дало возможность повысить точность размеров однотипных деталей и скорость их изготовления. От мастера требуется умение так использовать ручные машины, чтобы по сравнению с ручным производством возможность получения новых форм столярных изделий не ограничивалась, а наоборот, увеличивалась. Ручными машинами мастер должен владеть так же виртуозно, как стамеской или рубанком.

Современное столярное производство пополнилось также некоторыми новыми видами столярных материалов. Во-первых, это отделанный древесиной ценной породы плоский щит на основе ДСП (древесностружечной плиты) или столярного щита, собранного из склеенных между собой деревянных реек и облицованного снаружи фанерным шпоном. Во-вторых, это бумажный или пластический пленочный имитационный материал, заменяющий натуральный, и в-третьих, полиэфирные и нитроцеллюлозные лаки, дающие возможность получить прочный толстый прозрачный слой поверхностной отделки изделий. Умение использовать эти материалы – непременное условие столярного мастерства в наши дни.

Столярное искусство включает в себя как чисто ремесленную часть – обработку древесины инструментом и соединение деталей в изделие, так и творческую – умение выбирать и сочетать породы, чувствовать гармонию в столярном изделии. Последнее наиболее трудно, но владение гармонией и определяет настоящего мастера.

В связи с развитием механизированных способов обработки древесины за последнее время утратилась непосредственная связь между ее структурой и формой изделия. Появилось много ложных в художественном и логическом смысле решений, которые вручную выполнить было бы невозможно и которые диктуются, в основном, удобствами заводской технологии. Подражать им нельзя. Поэтому понять действительную логику устройства деревянной вещи можно, лишь изучив образцы народной мебели, мебельно-столярных изделий прошлых времен. Все детали крестьянской мебели и изделий старых мастеров-столяров изготовлены и соединены в соответствии с истинной конструктивной работой деревянного элемента в изделии. Внешне это характеризуется направлением волокон в детали, выполненной, как правило, из массива. Но изучение логики построения старинной или народной мебели вовсе не должно ограничиваться копированием старинных форм.
Детская мебель Кухни Шкафы-купе Спальни Радиаторные решётки Интерьер Мебель под старину Корпусная мебель Наши роботы
Дриада XXI